Египтяне применяли очень сложную технику бальзамирования тела, желая обеспечить в загробной жизни воссоединение души умершего с плотью.
До четвертого столетия повой эры в Древнем Египте сохранялась традиция бальзамирования тел. После смерти человека и недолгого траура тело переносили в обрядовый дом, где священнодействовали жрецы-бальзамировщики.
Жрецы начинали ритуал, проламывая одну из черепных костей. Металлическими крючками они извлекали мозг, потом делали разрез по левой стороне туловища, используя обсидиановый пояс. Все внутренности также извлекали, чтобы бальзамировать отдельно, но захоронить вместе с мумией. Полость желудка вычищали пальмовым вином и ароматическим уксусом, наполняли мирровым порошком и другими веществами, прежде чем загнить наглухо. Труп полностью покрывали натроном и оставляли сохнуть в течение 70 дней.
После этого тело, теперь лишь сухая плоть и кости, обрабатывали благовонными маслами, натирали бальзамом и начинали пеленание. Если умерший был знатным человеком, на пальцы рук и ног надевались золотые колпачки. Золотая гибкая дощечка, содержащая иероглифы — заклинания против несчастья, помещалась в разрез на теле. Вместо глаз вставляли самоцветы.
Пеленание бинтами
Льняные бинты тщательно изготовленной мумии могли составлять несколько сотен метров в длину. Пальцы, руки, ноги пеленали первыми, затем приступали к туловищу, наконец, оборачивали все тело полностью. Бинты были пропитаны ароматическими маслами, между слоями полотна в особых точках на теле оставляли амулеты.
Льняной кокон покрывался слоем смолы, на поверхность наносили иероглифы, изображения богов. После этого голова и плечи мумии покрывали маской. Маска фараона делалась из золотой пластины. Для обычных людей — из формованного в гипсовой пасте льняного полотна, ее покрывали позолотой, расписывали и украшали инкрустацией. Наконец тело помещали в деревянный гроб, или саркофаг, а затем опускали в каменный саркофаг — таков был обряд до распада Нового царства.
Древние саркофаги представляли собой деревянные ящики. К началу XII династии (1985—1785 гг. дон. э.) стали появляться гробы, саркофаги в форме человеческого тела, украшенные рисунками и письменами. Мумии фараонов были спрятаны в несколько саркофагов, один в одном, как матрешки, иногда числом до семи. Бывало, что внутренний гроб, главный, был изготовлен из золота. Заключительным этапом было помещение гроба-саркофага в последний каменный саркофаг. Как непроницаемая темница, он служил надежной защитой для мумии, храня ее от климатических воздействий и грабителей-мародеров.
Церемония отверзания уст
Бальзамировщики иногда так искусно оборачивали тело умершего бинтами, что запеленатая поверхность оказывалась, будто разрисована орнаментом, особенно часто на лице и на голове.
После бальзамирования жрецы приступали к обряду «отверзания уст» Считалось, что ритуал возвращал умершему утраченные жизненные функции. Здесь представлены некоторые инструменты, необходимые в этом процессе. Зубец требовался для манипуляций со ртом мумии, сосуды для хранения и переливания священных масел.
Амулеты, завернутые среди слоев льняного полотна, должны были предохранять умершего с помощью чудодейственных сил и способствовать его возрождению. Среди самых популярных амулетов было уджат — соколиный глаз бога небес Гора, который, как считалось, защищает все, что под ним находится.