Содержание
В 19 веке английский археолог Уильям Флиндерс Петри систематизировал типологию древнеегипетской керамики по месту и времени изготовления. С некоторыми поправками классификация Петри применяется и в настоящее время. Керамика Додинастического Египта более всего впечатляет качеством обработки сырья и разнообразием декора. Центрами неолитической культуры в Древнем Египте были Таса и Бадари.
Египетские сосуды
Особый интерес представляют тюльпанообразные сосуды с геометрическим рисунком, обнаруженные в захоронениях Тасы. Они схожи с находками, сделанными на территории древней Нубии. Тонкостенные керамические изделия Бадарианской культуры имеют до блеска отполированную поверхность. Сосуды в основном темно-красного цвета с черной каймой по верху.
Это указывает на то, что после обжига горячие края утвари опускали в золу. Поверхность становилась гладкой и блестящей после шлифовки мелкими камешками или полосками грубой кожи.
Более поздняя культура периода Накада получила свое название по географическому «адресу» раскопок, где были найдены древние керамические изделия. Эта культура делится на два этапа. Глиняные сосуды периода Накада I (4000—3500 гг. до н. э.) имели темно-красную поверхность и белый рисунок. Тогда впервые на керамике появились изображения человека и животных. Изделия периода Накада II (3500—3100 гг. до н. э.) были светло-розового или желтого оттенка, с геометрическим узором или с фигурным орнаментом темно-коричневого цвета. Темно-красная посуда с чернеными ручками также стала появляться в те времена.
Нубийская керамика
В Нубии керамические изделия очень высокого качества делали еще в 6 тыс. до н. э. Горшки и сосуды украшались узором из волнистых линий или пунктирным контуром геометрических фигур.
Схожесть нубийских глиняных изделий с египетской керамикой наводит на мысль о существовании связей между так называемой «группой А» нубийской культурой (3700—2800 гг. до н. э.) и египетской архаической цивилизацией. Красные и коричневые сосуды с черным ободком, напоминающие керамику Бадарианской культуры, были широко распространены. Египетская глиняная посуда той эпохи имела закругленное донышко, или очень маленькое плоское дно, все нубийские изделия были с заостренным дном. Нубийская культура «группы С» (2300—1550 гг. до н. э.) уже производила сосуды с более устойчивым дном (вверху). Декор создавался на контрасте фона и рисунка, прорезанного в отполированной поверхности.
Самые изысканные изделия нубийской керамики принадлежат царству Керма (ок. 2500—1500 гг. до н. э.). Тонкие стенки изделий, полированные тюльпанообразные вазы с черненым ободком, который отделяется от основной поверхности сияющим серым кольцом, — все это демонстрирует истинное мастерство гончаров-ремесленников.
Гончарные изделия более поздних времен, в том числе Мероитского периода (300 г. до н. э. — 350 г. н. э.), сделаны под влиянием культурных традиций Египта, Греции, Рима. Например, эта чаша (внизу) имеет вольный цветочный орнамент по верхнему краю.