Египет без фараонов

Несмотря на относительно скудные сведения о Додинастическом периоде, есть все основания предполагать, что до наступления эпохи правления фараонов в Египте существовала развитая культура.

По мере наступления пустыни на еще недавно зеленеющую саванну североафриканские кочевые племена перемещались все ближе к Нилу и к оазисам. Постепенно они стали заниматься земледелием и разведением домашнего скота. Около 4000 лет до и, в начале амратианского этапа (Накада I), египтяне сеяли пшеницу и ячмень, разводили коз, коров, свиней, хранения и перевозки, позднее их стали украшать рисунками. Предметами для погребального ритуала были фигурки из глины и слоновой кости, а также каменные сосуды. К концу амратианского этапа возникли многочисленные, но малолюдные поселения к северу и югу от Луксора.

Герзейская культура

С 3500 по 3100 г. до н. э. продлился герзейский (Накада II) — заключительный — этап Додинастического периода. (Получил свое название от селения Герзе, в 80 км к югу от Каира.) Пустыня окончательно победила, Накада и Гиераконполь (Иераконполь) превратились в густонаселенные города, однако люди стали селиться и в оазисе Файюм, и в северо-восточной части Дельты.

ПалеткаСреди предметов погребального ритуала появились дощечки для косметики, оружие. Гончарные изделия из светлой глины были расписаны красной охрой, в рисунках наметились палестинские и месопотамские мотивы. Стали делать тонкие кремниевые лезвия с зубчатой заточкой, с костяными, иногда из слоновой кости, резными рукоятками.

Накада и Гиераконполь теперь были окружены стенами. Могилы в местах погребения стали различаться размерами. Это позволяет предположить, что начиналось расслоение общества. Самые большие могилы были обнесены кирпичом, а стены одной усыпальницы в Гиераконполе даже расписаны красками — в Египте это первое найденное погребение с росписью стен. Тема настенных изображений — битвы.

Это означает, что борьба за власть и влияние между городами началась. Процесс завершился около 3100 г. до н. э. объединением Верхнего Египта и Дельты.

Палетка для косметики

Первые глиняные дощечки для смешивания косметических красок появились на амратианском этапе, но в более поздний герзейский период утратили свое прикладное назначение. Украшенные рельефной резьбой, они превратились в декоративные или в церемониальные предметы. Палетка из Гиераконполя (музей Бодлеанской библиотеки Оксфорда) с изображением схватки животных считается одним из лучших образцов

Палетка «Бык» и первые иероглифы

Палетка «Бык»В экспозиции Лувра в Париже представлена палетка «Бык» с изображением царя-победителя в образе быка, топчущего свою жертву. Чуть ниже нанесены планы двух (один из которых лишь фрагментарно) городов с зубчатыми стенами. Внутри городов-крепостей два иероглифа — это старейшие знаки египетской письменности. Они передают название древнего города.

Образ правителя в обличии быка прошел через всю историю Древнего Египта. Действительно, ведь метафора «Могучий бык» стала символом и одним из ритуальных имен фараона. На знаменитой палетке Нармера, которая хранится в Каирском музее, похожий сюжет также представляет верховного правителя, который топчет соперника.

Росписи Гиераконполя

В начале XX в. в захоронении правителя Гиераконполя ученые- египтологи обнаружили древнейшую в Египте стену с росписями (3500-3100 гг. до. н.э.). Стены усыпальницы были сложены из глиняных кирпичей и покрыты штукатуркой. Западная стена и одна из стен внутреннего ограждения были расписаны черными, красными и белыми изображениями, которые резко выделялись на желтом охряном фоне. Лодки, окруженные сражающимися воинами, и охотники по стилю рисунка совпадают с росписью на терракотовых вазах и резьбой на косметических палетках.