Теоретически фараон, считавшийся высшим жрецом любого культа, был единственным человеком, кому позволялось напрямую поклоняться богам. Но даже фараон не мог одновременно находиться в нескольких храмах. Ежедневные ритуалы в храмах исполнялись жрецами.
Жрецы Амона
Каждый город в Египте почитал своего местного бога, и статус этого божества, а значит, и жрецов его культа, зависел от роли, которую город играл в жизни государства. Долгое время Амон был второстепенным богом, поклонялись ему в тихом, неприметном городе Верхнего Египта. Однако, когда Фивы обрели столичный статус, Амон быстро возвысился. Став богом всеегипетского масштаба, Амон обзавелся самой многочисленной свитой жрецов.
Иерархия жречества
Жречество Египта имело четкую иерархическую структуру, хотя распределение правомочий и обязанностей жрецов различалось в зависимости от периода истории и местоположения храма. На высшей ступени стоял верховный жрец, по сути, личный ставленник фараона, затем шли несколько жрецов-помощников. Поскольку только высокопоставленные лица государства могли приблизиться к статуе бога, жрецы каждого культа обретали немалую власть в городе, номе или во всей стране. Обладая религиозным и политическим авторитетом, они без труда обеспечивали богатство храма и контролировали прилегающие владения. В подчинении верховных жрецов находились «проповедники», то есть чтецы, писцы, знатоки священных текстов и заклинаний.
Они и пополняли хранилище божественных текстов культовых документов, которые хранились в «доме жизни» в храмовом комплексе. Также на храмовой службе было большое количество жрецов уаб — исполнителей повседневных ритуалов и хозяйственных обязанностей.
Большинство жрецов подолгу в одном «чине» не оставалось. Они были собраны в четыре-пять групп (греки называли их «племена», египтяне — «дозоры» и по очереди один месяц из четырех проводили в местных храмах в качестве служителей культа. После этого жрецы возвращались к мирской жизни.
Культовые учреждения весьма щедро оплачивали их услуги. Часто жрецам полагалась установленная доля от доходов храма. Многие жреческие посты передавались по наследству, некоторые должности можно было купить.
Существовали посты для жрецов особого назначения». Например, жрецы «сем» исполняли ритуальные обряды над умершими. Жрецы «часов», астрономы, определяли счастливые и неудачные дни. в том числе и для проведения празднеств. Среди храмовых жрецов были певчие и музыканты, часто ими становились женщины знатных родов.
Находясь в стенах святилища, жрецы жили в специальных небольших домах. Они соблюдали самые жесткие правила личной гигиены, брили головы и тело, умывались четыре раза в день, одевались только в льняные одежды. Шерстяные и кожаные вещи запрещались, сандалии для жрецов плели из папируса. Жрецы следовали определенным ограничениям в еде, некоторые блюда исключались полностью. Каждый день на рассвете к статуе бога приходил верховный жрец, чтобы разбудить почитаемое божество, накормить, умыть, надушить и одеть его в преддверии нового дня. К стенам святилища другие жрецы приносили дары, пели гимны, проводили церемонию очищения, чтобы бог продолжил помогать фараону.
Жрецы и жрицы
Храм скрывался за глухой стеной из обычного кирпича, которая должна была защитить его от вторжения внешнего мира — и, конечно, от дурных воздействий на божественную статую. Жрецам надлежало соблюдать личную гигиену, а также чистоту и порядок в храме.
Когда жрецы не были на храмовой службе, они жили как рядовые египетские граждане. Месяц, который они отдавали служению в обители богов, жрецы должны были проводить в строгом соблюдении всех ритуалов, правил и требований чистоты. Также существовали жрицы, пришедшие в храмовую службу из египетской элиты, которые пели и танцевали во славу почитаемого бога. Жречество Хатхор, богини любви радости, чаще других принимало она службу в храмы женщин, особенно во времена Древнего и Среднего царства.