Содержание
Многообразная и сложная система религиозных верований древних египтян объясняет существование нескольких теорий о происхождении всего сущего.
Мифы о сотворения мира появились во всех главных центрах духовной жизни Египта; обычно ведущие роли в них играли местные божества.
Конец Света
Древнеегипетская теология практически никогда не рассматривала идею о конце света. Если и упоминалось, то апокалипсис представлялся как возвращение мира и некое первоначальное состояние, когда выжить смогут лишь боги Амон и Осирис.
Космогоническая теория Мемфиса
Мемфисская теория создания Вселенной сохранилась о письменах на базальтовой плите времен XXV династии (747-656 гг, до н. э,). В соответствии с «Текстами Шабаки», мемфисский бог-создатель Птах дал жизнь всем существующим вещам и явлениям, произнеся их названия вслух.
Космогоническая теория Фив
С возрастанием политической роли фиванского жречества в эпоху Среднего царства местный бог Амон приобретал все большее значение. Богословы из Фив рассматривали Амона как источник могущества всех божеств и, следовательно, как настоящего творца Вселенной.
Космогоническая теория Гермополя
В верхнеегипетском городе Гермополь Магна миф о сотворении мира утверждал, что на восьми первозданных силах держится все сущее на земле.
Разные стороны мироздания отождествлялись с Четырьмя парами божеств: Нун и Наунет (вода), Амон и Амаунет (таинство силы), Хех и Хаухет (бесконечность) и Кек и Каукет (тьма).
Вместе эти боги сотворили «первозданный холм», откуда пошло все живое. Гермополь Магна также был средоточием культа бога Тота, покровителя знаний, мудрости и письма.
Космогоническая теория Гелиополя
В соответствии с гелиопольским мифом о сотворении мира, бог солнца Атум дал жизнь Шу и Тефнут, которые стали воплощением воздуха и воды, Эта пара разнополых богов создала Геба (землю) и Нут (небо).
По космогонической теории Гелиоподя, эннеада — девятка богов — включала потомство Геба и Нут- Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.