Содержание
Как все примитивные народы, самые первые жители Древнего Египта измеряли время, считая лунные месяцы, составляющие 29 или 30 дней. Однако около 2900 лет до н. э. египтяне составили календарь, не зависящий от фаз луны.
Египетский лунный календарь
В календаре наблюдения за луной сопоставлялись с сезонным «поведением» Нила. Уровень реки измерялся с помощью ниломера, по которому можно было оценивать высоту подъема воды. Таким образом, египетский год, составлявший 12 месяцев (30 дней каждый), делился на З четырехмесячных сезона:
- ахет — половодье, разлив — середина июля-середина ноября
- перет — пробуждение земли — середина ноября—середина марта
- шему — «низкая вода», жатва — середина марта—середина июля
Каждый месяц состоял из З десятидневных «недель» (декад), каждый день — из 24 часов (12 дневных и 12 ночных).
Египетский год продлевался до 365 дней — что соответствовало астрономическому году — на пять дней после окончания сезона шему. Считалось, что это дни рождения богов Осириса, Гора, Сета и богинь Исиды и Нефтиды.
Недостающее звено
Дни рождения пяти богов (их появление произошло благодаря вмешательству Тота, бога знаний и мудрости, который дал миру пять лишних световых дней). Завершая солнечный цикл, приводили египетский календарный год к началу — 19 июля по современному григорианскому календарю. Это был день восхода Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне, которую олицетворяла увенчанная короной из звезд богиня Сопдет (Сотис).
Сведения об этом небесном явлении и наблюдения за звездами легли в основу традиционной древнеегипетской хронологии.
Египтяне имели относительно точный календарь, однако расхождение в нем сохранялось: длительность календарного года и составляющих его сезонов не совпадала с астрономическим годом. Разница составляла шесть часов. Это означало, что календарный год и солнечный в точности совпадают лишь раз в 1460лет. Впрочем, древних египтян это мало беспокоило, и недостающее звено было восполнено только в Птолемейский период, когда Птолемей III ввел понятие «високосного года» и установил дату наступления нового года — 29 августа.
Египетский солнечный календарь
Вечером богиня неба Нут, раскинувшаяся над землей, главенствующая над звездами и течением времени, проглатывает солнечный диск, отождествляемый с богом солнца Ра. В течение ночи солнце проходит через ее тело, а наутро возвращается в мир – и происходит рождение Ра.
Египтяне по-разному именовали солнечный лик. По утрам, когда солнце появлялось на небе после пребывания во чреве Нут, его представляли как скарабея, толкающего перед собой солнечный диск, и называли его Хепри. Вечером, когда солнце садилось, оно обретало облик старика и называлось Атум.
Религиозный календарь Эсне
Своды гипостильного зала храма в Эсне, построенного между I и III в. н. э., украшены изображениями на тему астрономии.
Календарь на сводах храма содержит даты религиозных праздников. Некоторые совпадают с циклом сельскохозяйственных работ; другие, например, празднество Опет в Фивах, проводились в честь богов.
Нильский сезонный календарь
Египетский календарь, основанный на сезонном цикле реки Нил, состоял из трех времен года, по четыре лунных месяца в каждом:
Ахет — сезон разлива
- Тот 19 июля-17 августа;
- Паопи 18 августа-16 сентября;
- Атир 17 сентября-16 октября;
- Хойак 17 октября-15 ноября.
Перет — пробуждение земли, сезон работ
- Тиби 16 ноября-15 декабря;
- Мехир 16 декабря-14 января;
- Фаменот 15 января-13 февраля;
- Фармути 4 февраля-15 марта.
Шему — жатва, сбор урожая
- Пахон 16 марта-14 апреля;
- Пайни 15 апреля-14 мая;
- Эпифи 15 мая-13 июня;
- Месори 4 июня-13 июля.
Эпагоменальные дени
Также добавлялось пять эпагоменальных дней — священных праздников:
- 14 июля — рождение Осириса;
- 15 июля — рождение Гора;
- 16 июля — рождение Сета;
- 17 июля — рождение Исиды;
- 18 июля — рождение Нефтиды.