Фаюмские портреты

Фаюмские портреты, которые в конце 19 века обнаружил Уильям Флиндерс Петри, дают прекрасное представление о египетской элите греко-римского периода. В этих портретах сочетаются черты классического античного искусства и традиции Древнеегипетского заупокойного культа.

В Греко-римский период (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) устоявшиеся египетские культовые ритуалы, а также жанр заупокойной живописи оказались под влиянием античной культуры. Это подтверждают Фаюмские (Файюмские) портреты, серия заупокойных изображений на мумиях, в1888 г. обнаруженная британским египтологом Петри в Хаваре — поселении в оазисе Фаюм. Портреты выполнены в технике энкаустики, сочетающей использование красок и воска, на тонких деревянных панелях.

Портреты изображают представителей высшего света, сливки греко-римского сообщества Древнего Египта. В богатых одеждах, с драгоценностями, они изображены в расцвете лет или совсем молодыми. Портреты передают реальное сходство с жившими людьми и поражают силой и проницательностью взгляда.

Техника живописи

В Египте находили множество портретов такого типа: помимо Хавары они обнаружены и в Саккаре и в Асуане. Более ранние изображения были выполнены в технике энкаустики. Позднейшие портреты, относящиеся к IV в. н. э., — это темпера. К сожалению, работы, написанные красками на водной основе, сохранились гораздо хуже, чем их восковые собратья — более выносливые и стойкие.

Глубина образов, точность деталей, индивидуальность Фаюмских «ликов» привели Уильяма Петри к убеждению, что портреты создавались еще при жизни человека и что они украшали его жилище до самой смерти. Однако, судя по всему, начиная со II в. н. э., большинство портретов было написано посмертно.

Фаюмские портреты — совершенно особое явление в египетском искусстве. Реализм классического античного портрета в них сочетается с древнеегипетской концепцией смерти, как перехода к вечному существованию в заупокойном мире. Портреты предоставили египтологам кладезь информации о людях высшего сословия в Египте Греко-римского периода. Внешний облик, манера держаться, костюмы, аксессуары -сведения обо всем этом дают портреты. Но, прежде всего, каждый из этих портретов является шедевром живописи, бессмертным памятником искусства. В наше время почти все Фаюмские портреты сняты с мумий. Самые изысканные работы находятся в Каирском музее и в Музее Петри в Лондоне.

Женские портреты

Женские портреты из оазиса ФаюмВ женских портретах есть изящество и тонкость, далеко не всегда присущие изображениям мужских лиц. Большое внимание художники уделяли дамским прическам и украшениям. Ожерелья, серьги, броши, запечатленные на портретах, представляют собой целый ювелирный каталог Римского периода египетской истории (30 г. до н. э. — 395 г.). Но самое главное то, что украшения позволили историкам точно установить дату создания портретов.

Роза для древних римлян имела символическое значение. Она считалась признаком совершенства, и римские императоры нередко носили венки из роз как корону.

Написанный на кедровой доске, этот портрет был найден в Антинополе в Среднем Египте. Он относится примерно к 120 г. н. э. Здесь изображена молодая женщина со светлой, нежной кожей и огромными темными глазами. Волосы ее гладко зачесаны назад. Накидка, в которую она закутана, выполнена из тончайшего сусального золота.

Древнеримская мода

На этой заупокойной стеле (вверху справа) изображена женщина, чья прическа похожа на прическу дамы на соседнем портрете. Умершая женщина запечатлена в украшениях, традиционных для древнеримской моды, — например, ожерелье, которое как воротник надевали поверх одежды.

Запечатленные черты

Портрет в технике темпераЭтот портрет, датированный в. н. э., в отличие от картин в технике энкаустики, выполнен в темпере. Техника темперы требовала смешивания красок не с воском, а с вязким водорастворимым составом, что позволяло получить одновременно насыщенные и яркие цвета.

Когда итальянский египтолог Ипполито Роселлини (1800-1843) увидел этот женский портрет, он был поражен сходством со своей матерью.

Римский портрет

Этот двойной портрет, созданный в Древнем Риме, подтверждает влияние римского искусства на Египет периода римского правления. Все говорит о сходстве с художественными приемами, которые использовались и в Файюмских портретах.

Даннал картина, изображающая Терентия Неона с женой, была найдена в руинах их дома в Помпеях.