Главные боги Египта

В древности египтяне поклонялись множеству богов и богинь, каждый из которых играл особую роль, а также верили во множество легенд о происхождении мира.

Амон

АмонИзначально Амон был местным божеством в Фивах, но позднее возвысился до главы египетского пантеона. Это совпало с возвеличиванием в обществе фиванских жрецов в эпоху Среднего царства (2055-1650 гг. до н, э,).

Амон обычно изображался в человеческом образе, увенчанный короной с двумя перьями, или с головой барана, Овна. Особое значение Амона среди богов в большой степени объясняется тем, что часто он «выступал в паре» с другими могущественными богами. Вместе с богом солнца он становился Амоном-Ра, вместе с богом плодородия — Амоном-Мин.

В Фивах его почитали как бога из великой триады: Амон, его спутница Мут и их сын Хонсу. Амон считается богом-творцом, создавшим все сущее — его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов. Храм в Карнаке — религиозный комплекс, лучше других сохранившийся со времен Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) — посвящен Амону.

Баст

БастБогиня Баст (Бастет), местная покровительница Бубастиса (в Дельте Нила), Баст была дочерью Ра, отождествлялась с богиней львицей Сехмет, но только как защитница, без агрессивного начала.

В ранних формах Баст изображалась в виде женщины с головой львицы но в I тыс. до н. э. она стала появляться в более изысканном обличии — женщины с кошачьей головой или просто кошки, часто с котятами. В древнем Бубастисе есть храм из красного гранита, посвященный Баст, а также несколько кошачьих захоронений, сложенных из сырцового кирпича.

Бес

БесНесмотря на гротескный, даже свирепый вид, этот бог-карлик был одним из самых любимых «домашних» божеств.

Считалось, что он отпугивает змей и является защитником семьи, помощником рожениц, вдохновителем сексуальной привлекательности.

Его изображение находили в домах и родильных храмах Позднего периода (747-332 гг. до н. э.), а также на многих предметах домашнего обихода.

Анубис (Инпу)

эскизы татуировок анубисаСуществовавший в образе собаки, шакала или человека с собачьей головой, Анубис был богом мертвых и имел непосредственное отношение к ритуалу мумификации и бальзамирования. Храмовые служители на этих церемониях надевали шакальи маски, чтобы уподобиться Анубису. В «Книге мертвых» Анубис присутствует при ритуале взвешивания сердца, принимает участие в суде над умершим. Как покровитель гробниц именовался «владыкой священной земли» и «хозяином божественной обители». Культ Анубиса постепенно сливался с культом Осириса, другого почитаемого бога мертвых.

Апис

АписБык-Апис был живым воплощением мемфисского бога-создателя Птаха, Когда такой бык умирал, его с ритуальными почестями хоронили в катакомбах Серапеума в Мемфисе.

В 1851 году такое захоронение обнаружил археолог Огюст Мариетт.

В Птолемейский период (332-30 гг. до н. э.) культ Аписа был объединен с культом нескольких греческих божеств, чтобы создать общее божество — Серапис.

Хнум

ХнумБог с головой барана Хнум особо почитался в Элефантине, где он был частью местной триады божеств, появившейся, возможно, еще в Раннединастический период (3100-2686 гг. до н. 3v).

Хнум отождествлялся с сезонным разливом Нила, с плодородием земли в Долине. Хнум также назывался «бог-гончар». Считалось, что Хнум лепит из глины нерожденного ребенка и в виде мужского семени помещает в чрево матери. Лучше всего сохранился храм Хнума в Эсне, построенный в греко-римский период (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.).

Рельефы изображают Хнума-демиурга — творца мира, богов, людей, животных и растения.

Гор

Статуя бога Гора в храме ЭдфуБог в облике сокола, Гор (Хор) воспринимался как божественное олицетворение царского владычества. Еще в конце 4-го тыс. до н. э. фараон получал «имя Гора».

В мифах об Осирисе Гор яростно борется со злым богом Сетом, чтобы отстоять свое законное место владыки Египта, и чтобы отомстить за убийство своего отца Осириса. Как небесное божество Гор покровительствовал светилам — солнцу и луне, считался богом востока и, следовательно, восхода.

В храме Гора в Эдфу, в Верхнем Египте, поклонялись триаде богов — Гору, его спутнице Хатхор и их ребенку Харсомту.

Хапи

ХапиХапи, бога Нила, сезонного разлива реки, почитали как дарителя влаги и богатого урожая. Обычно Хапи изображали в образе двуполого существа с бородой, налитой грудью и толстым животом, в тиаре из папирусов. Рельефы времен XIX династии (1295-1186 гг. до н, э.) дают двойное изображение тучного Хапи.

Одна фигура на рельефе — в уборе из папирусов Нижнего Египта, другая — в уборе из лотоса Верхнего Египта. Оба бога связывают трубчатое основание, на котором начертан иероглиф, символизируя единство двух частей Древнего Египта. Хапи также отождествлялся с покровителем источников Нила («ключей Нила»), с богом-творцом Хнумом, которому поклонялись в Элефантине,

Xатхор (Хатор)

XатхорБогиня Хатхор, почитавшаяся в древности как «небесная корова», родившая солнце, со временем, сохранив свое обличие, стала символизировать самые разные явления. Она считалась покровительницей жизненных удовольствий — танца, движения, музыки, чувственности, возлияний.

Так же, как Исида, она считалась божественной родительницей царствующего фараона. Наскальный рельеф в святилище в Дейр-эль-Бахри изображает Хатхор в облике коровы, выкармливающей фараона Аменхотепа II(1427-1400 гг. до н. э.).

Кроме этого, она была «владычицей бирюзы», «владычицей Библа», «владычицей запада». Считалось, что Хатхор каждый вечер принимает под свое покровительство солнце и хранит его до рассвета. Эта ипостась богини связана с ее ролью в загробной жизни, где она являлась хранительницей покоя умерших.

Исида

ИсидаКульт Исиды (Иceт, Исис) распространился далеко за пределы Египта, о эпоху после фараонов его переряди эллинская и римская культуры. Богиня Исида была женой Осириса, матерью Гора, она, как и Хатхор, считалась божественной родительницей царствующего фараона.

Исида, преданная жена Осириса, мумифицировала его мертвое тела. Сет убил своего брата, расчленил его, но Исида воскресила Осириса и в процессе этого священнодействия чудесным образом зачала от него сына — Гора.

Богиня также отличалась даром врачевания, брала под защиту молодых. Согласно древнеегипетским мифам, она исцелила бога Ра, которого укусила змея, и в благодарность он сообщил ей свое тайное священное имя. Исида передала секрет сыну Гору, наделив его необычайным могуществом. Самый известный центр поклонения Исиде был на острове Филе, где в ее честь был возведен величественный храмовый комплекс

Маат

МаатМаат была олицетворением истины, справедливости и гармонии, она отвечала за движение звезд на небе, смену времен года и за деятельность богов и людей. Поддерживать порядок в таком большом небесном хозяйстве было необходимо ради благоденствия всего Египта — так считали жрецы, служившие богам и государству. Именно поэтому Маат стала ключевой фигурой в пантеоне египетских богов.

«Жизнь по Маат» означала строгое соблюдение этических норм, была противодействием хаосу, который, считалось, правил миром за пределами египетской земли.

Со времен XVIII династии (1550-1295 гг. до н. э.) Маат стала называться «дочерью Ра». Значит, была вера в то, что фараоны обладают верховной властью и правят с ее благословения. Маат изображали как женщину с пером в волосах, а иногда лишь как одно перо. В церемонии взвешивания сердца умершего сердце уравнивалось на чашах весов пером, символом богини Маат.

Монту

МонтуМонту, бог войны с головой сокола, был одним из важнейших божеств Древнего Египта. Правда, начиная с XI династии, с возвышением Амона, авторитет Монту ослабел. Культ Монту был сосредоточен в районе Фив, где в его честь были выстроены несколько храмов — в Арманте, Карнаке, Медамуде и Тоде.

Монту представляет наиболее агрессивную сторону божественного величия; его имя тесно связывалось с победами египтян над соседними землями, особенно во времена Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.).

Нефтида

НефтидаСестра Исиды, Нефтида (Небетхет) считалась женой Сета; в более позднем мифе матерью Анубиса о результате союза с Осирисом. Нефтида выступала защитницей мертвых, ее часто изображали у изголовья умершего или мумии, а Исиду — у ног.

Нефтида так же защищала Хапи, бога с головой павиана (Хапи, бог сезонного разлива Нила — другой бог с тем же именем), который в свою очередь стоял на страже легких умершего.

Осирис

ОсирисОдин из самых важных богов Древнего Египта, Осирис (Усир) ассоциировался со смертью, воскрешением и плодородием. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом еще во времена V династии (2494-2345 гг. до н. э), но на закате Среднего царства (2055-1650 гг, до н. э.) повторить воскрешение Осириса стало допустимым и для простых смертных.

Осирис был отцом Гора, мужем Исиды, которая мумифицировала, а затем оживила его, убитого и изуродованного братом злодеем Сетом. Множество мест в Египте славилось тем, что там были оставлены части расчлененного тела Осириса.

Бусирис, например, «записал за собой» позвонок, а в Абидосе, считалось, была погребена голова бога.

Нут

Грудные украшенияВ гелиопольской теории сотворения мира богиня небес Нут входила в эннеаду, девятку богов-создателей всего живого. Множество рельефов и росписей изображают Геба, спутника Нут, олицетворявшего землю, лежавшего перед богиней, которая склонилась к нему, касаясь земли лишь пальцами рук и ног. Пара стремится к воссоединению. Считалось, что олицетворявшая небо Нут каждый день, проглатывает заходящее солнце — Ра и каждый день наутро выталкивает его из своего чрева.

Птах

ПтахПтах (Пта) изначально считался покровителем ремесел и искусства. Эта связь, возможно, способствовала его превращению в бога-создателя. В соответствии с мемфисским мифом о происхождения жизни, Птах принес жизнь на землю, произнеся вслух названия всего сущего.

Птах обычно изображался закутанным в плотно облегающее одеяние. Только руки его были свободны, он держал посох (уас) с крестом Анх — символом стабильности, жизненных сил и благополучия. В Поздний период Птах слился с Осирисом и богом-ястребом Сокаром в единое божество — Птах-Сокар-Осирис.

Сет

СетЗлодей, убийца брата Осириса, враг Гора — таков бог Сет (Сетх). Помимо коварства, Сет обладал и другими качествами. Он отождествлялся с опасностью пустынь Египта; ему приписывалась роль покровителя Ра во время тяжкого 12-часового шествия через ночь.

Сет изображался по-разному, иногда в облике кабана или гиппопотама, но чаще всего в виде фигуры человека с головой мифического животного с длинным носом и квадратными ушами.

Себек

СебекБог-крокодил Себек (Собек) был более всего почитаем в регионе Файюм и в Ком- Омбо. Он отождествлялся с силой и могуществом фараона, ему приписывали силы, отпугивающие нильских крокодилов. В образе Себек-Ра ему поклонялись как одному из проявлений бога солнца.

Тот (Джехути)

ТотБога Тота обычно изображали с головой павиана или ибиса. Тот был богом письма, мудрости и знаний, а также считался божеством луны. В период Нового царства (1550—1069 гг. до н.э.)

Тот появился на иллюстрациях «Книги мертвых» — он записывает результаты взвешивания сердца на ритуальной церемонии. Его культ был сосредоточен в Гермополе Магна, где до наших дней сохранились две колоссальные статуи Тота.

Ра

РаДревнеегипетский бог солнца Ра (Ре) «поселился» в Гелиополе (неподалеку от современного Каира), где был сосредоточен его культ. Поклонение Ра достигло вершины в период IV династии (2613-2494 гг. до и. э.).

Тогда слова «сын Ра» были включены в титулатуру фараона. Могущество Ра в пантеоне было настолько велико, что его культ поглощал сферу влияния некоторых других богов, и появлялись синкретические божества — Амон-Ра, Ра-Хорахте. Ра изображался в виде сокола или фигуры с головой сокола, увенчанной солнечным диском.