Дейр-эть-Бахри — созданная самой природой скалистая бачка среди Фиванских холмов. На это место пал выбор Ментухотепа II когда он решил строить собственный храм с гробницей. Теперь от этих сооружений остались руины, но и в Древности комплекс Ментухотепа оставался в тени грандиозного и хорошо сохранившегося храма Хатшепсут.
Скалистые холмы к западу от Фив считались священными местами богини Хатхор. Этот природный амфитеатр в Дейр-эль-Бахри стал местом возведения погребальных храмов
- Ментухотепа II (2055—2004 гг. до н. э.)
- Царицы Хатшепсуг (1473-1458 гг. дон. э.)
- Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.).
Также здесь находилось множество частных гробниц.
Архитекторам удалось создать монументальный ансамбль, в котором священные скалы и рукотворные сооружения гармонично соединились, став единым целым. Храм Хатшепсут сохранился лучше других сооружений. Три террасы с колоннадами повторяют оригинальный замысел комплекса Ментухотепа II, совершившего поворот от монументальных заупокойных сооружений и пирамид Древнего царства (2686-2181 гг. до н. э.) к архитектурному стилю Нового царства (1550—1069 гг. до н. э.), когда стали разделять погребальные храмы и собственно гробницы.
Хотя два храма в Дейр-эль-Бахри лежат в руинах, все-таки они предоставили историкам и археологам немалое количество информации.
Первый строитель — Ментухотеп II
Ментухотеп II (2055—2004 гг.до н. э.) — объединитель Верхнего и Нижнего Египта и основатель Среднего царства, перенес столицу в Фивы и принял решение ставить свой храм в западной части города. Выбор пал на скалистую балку у подножия холмов — священную территорию богини Хатхор. Архитектурный замысел был продиктован необычным рельефом местности.
Спустя более 500 лет после смерти Ментухотепа II царица Хатшепсут (1473—1458до н. э.) построила собственный погребальный храм рядом с древним комплексом. Ее сооружения по стилю повторяли ранний ансамбль Ментухотепа, но были больше и имели дополнительные террасы — ступени.
Храм Хатшепсут
Заупокойный храм Хатшепсут был возведен рядом с храмом Ментухотепа. Архитектором был Сененмут, служивший наставником дочери Хатшепсут. Более ранний храм Менухотепа архитектор взял за основу, но увеличил ансамбль, добавив еще одну ступень террасы и элементы более старых храмовых сооружений. К заупокойному храму от долинного храма на берегу Нила вела церемониальная алея «охраняемая» сфинксами. Сразу за наружной стеной начиналась терраса, украшенная пальмами и искусственными водоемами.
От полосы плодородных земель в долине Нила к храмовому комплексу вела аллея сфинксов. И хотя сегодня здесь голая пустыня, когда-то вокруг шумели зеленые сады из смоковниц и пальмовых деревьев. Великолепие безмятежного вида подчеркивалось рукотворными водоемами на нижней террасе.
Придворный архитектор
Проект заупокойного храма Хатшепсут и его строительство — заслуга Сененмута, придворного архитектора. Приближенный царицы, он пользовался ее особым доверием. За основу своего проекта он взял храм Ментухотепа ll, исключил из архитектурного ансамбля мастабу и «утопленный» ритуальный двор и добавил дополнительную ступень террасы.