Содержание
Дальние военные походы, проникновение в страну иноземных правителей познакомили египтян с божествами других народов. Некоторые приютились в Египте, один — сохранив собственный образ, другой — слившись с египетскими богами.
В письме времен Нового царства жрица из храма в Мемфисе обращалась к своей фиванской «коллеге» с просьбой воздать молитву богам (следовал длинный список): «Птаху, кто обитает к югу от стен Баалат, Кадеш, Балу, Анат…»
Из всего перечня исконно египетским был лишь Птах. Этот письменный документ наглядно показывает, что боги и богини из прилегающих земель становились на один уровень с древними богами египетского пантеона, им также истово поклонялась. Культ Балу и Анат зародился в Дельте еще во времена гиксосского правления (1650-1550 гг. до н. э.), при фараонах палестинского происхождения. Однако большинство иноземных богов появилось в Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), ведь именно тогда фараоны установили тесные культурные и торговые связи с соседними странами.
Культы некоторых богов корнями уходили в религию Нубии, Ливии или, как культ Сопду, зародились в землях, лежавших к востоку от Египта. Но подавляющее число «новых» богов попадало в Египет из земель Сирии и Палестины.
На исходе Нового царства богов, «прибывших» из Финикии, Ханаана, Сирии, глубоко почитали по всему Египту. Мемфис, средоточие военных сил Египта, важный торговый центр, отличался большим числом жителей-чужестранцев. Храмы и небольшие святилища (например Балу и Астарты) возводились далее в границах храмового комплекса бога Птаха.
Смешение религий
Боги ближневосточного происхождения, которым поклонялись и египтяне, обычно сохраняли свое имя. Часто их сопоставляли с традиционными египетскими богами, и тогда они приобретали внешние черты, характерные для местных «обитателей пантеона». Так, в изображениях богов появлялись чисто египетские символы — короны, парики, скипетры. Культ этих богов сосредоточивался в регионах с большим иноземным населением. Например, богине Кадеш особенно поклонялись в поселениях для «иностранных рабочих», в частности, в Дейр-эль-Медине.
Зооморфные божества крайне редко встречались за пределами Египта. Так, сирийская богиня Анат оставалась мужеподобной и воинственной, вооруженной боевым топориком и щитом. Сохраняя свой первоначальный характер, иноземные боги во многом совпадали со своими египетскими «коллегами». Балу, бог грозы и бури, напоминал Сета; Кадеш, сирийская богиня продолжения рода, сливалась с образом Хатхор.
Боги Олимпа
После завоевания Египта в 332 г. до н. э. Александром Македонским новые правители страны привели с собой греческих богов. Династия Птолемеев особенно почитала Диониса, в Александрии в его честь проводились пышные праздники.
Птолемей I Сотер (305-285 гг. до н. э.) стремился соединить две религиозные культуры и объявил о «создании» нового бога — Сераписа, который обладал одновременно чертами египетских и греческих богов. Внешний облик Сераписа был заимствован у Зевса. Поклонение Серапису сосредоточилось в Александрии, где был возведен Серапеум, храм, созданный по канонам классической древнегреческой архитектуры.
Народные верования
В Греко-римский период, да и на более ранних этапах народ больше почитал своих любимых богов — старых, надежных, чем тех, чей культ навязывался сверху.
Верховные боги пантеона, особенно те, кого специально возвеличивало государство, часто казались неприступными и отчужденными от повседневных забот и бед. Народ чаще обращался к «младшим» богам, например к Гарпократу, сыну Исиды и Осириса. Этот бог познал тревоги и опасности, но сумел сладить даже с ядовитыми существами, поэтому простым верующим он казался надежным. Множество найденных терракотовых статуэток этого бога являются доказательством Я его необыкновенной популярности.
Боги войны
Эта небольшая статуэтка повторяет традиционную египетскую позу — левая нога на один шаг вперед, воздетая рука, да и головной убор напоминает белую корону Верхнего Египта.
Однако эта фигурка финикийского происхождения. Оружие, которое было когда-то: в руке, утрачено, но нет сомнений, что это воинственный бог Балу (Баал).
Еще в период Среднего царства, но особенно в начале правления Рамсесов, египетский бог хаоса, ненастья и разрушения Сет стал называться «владыкой чужих земель».
Слияние воинственного Балу и неистового Сета в единое божество было, по всей видимости, неизбежно.
Могущественная триада
Сирийская богиня Кадеш обычно изображалась обнаженной (или в прозрачном одеянии), чаще лицом или вполоборота к зрителю. По традиции она изображалась на спине льва, с цветами в правой руке, со змеей — в левой. Кадеш так глубоко проникла в религиозное сознание египтян, что стада частью могущественной триады, куда входили другой сирийский бог, воинственный Решеф, и Мин, египетский бог фаллического культа.
Знак плодовитости
Этот систр украшен изображением Хатхор, древнеегипетской богини любви, музыки и танца. Особый парик, коровьи уши или головной убор с солнечным диском между коровьими рогами — эти символы плодовитости и чувственности взяли на вооружение и иноземные богини.
Чужеземцы поклонялись своим божествам, одновременно стараясь расположить к себе и местных богов.
Персы, обитавшие в Мемфисе в период 17 династии, заказали стелу, на которой они изображены в национальных костюмах в момент приношения даров богам Египта.
Новое божество
Фараон-грек Птолемей I Сотер (305-285 гг. до н. э.) представил верующим Александрии нового бога, имевшего египетские и греческие черты одновременно. Бородатый — в греческом стиле — Серапис, в сущности, повторял египетского бога Осораписа, который был совмещением Осириса и Аписа и походил на Зевса и Диониса. Его спутницей оставалась Исида.
Зевс влился в образ синкретического египетского бога Сераписа. Культ Сераписа восприняли и римляне, они способствовали его распространению по всей империи. Мраморная голова Сераписа была найдена при раскопках в Лондоне.
Слияние богов
Во времена Птолемеев в египетском пантеоне стало теснее, чем на на греческом Олимпе. Греческие правители последовательно «смешивали» богов греческого пантеона с традиционными египетскими божествами. Например, Дионис, бог виноделия и безудержной чувственности, был совмещен с Осирисом.
Те египетские боги, которые сохранили нетронутой свою индивидуальность, например Исида, стали изображаться в греческих костюмах.