Содержание
Вдоль всего Нила, от Средиземного моря до 1-го порога, встречаются кладбища животных и птиц: соколов, собак, павианов, кошек, баранов, крокодилов, крупного рогатого скота. Некоторые из таких некрополей насчитывают тысячи захоронений, где покоятся мумии животных.
Некрополь для животных
Многие древнеегипетские боги изображались в образе животного. Причем необязательно животное было достойно поклонения. Главное, что оно имеет особые свойства, часто внешне незаметные, которые приписывались богу.
Лев, например, отличался агрессивностью, свойственной Сехмет, баран славится плодовитостью — Хнума, а ибис и павиан обладали мудростью бога Тота.
Живые предметы культа
В храмах такие животные почитались и в виде статуи, и в «натуральном» виде. Статуи держали во внутренних помещениях храма, а самих четвероногих — в храмовых дворах и вольерах.
Когда священное животное погибало, жрецы бальзамировали его и со всеми почестями хоронили на специально отведенном кладбище. После этого, с учетом всех жестких требований, они выбирали замену умершему культовому животному.
Одно из самых знаменитых захоронений священных животных — Серапеум в Саккаре, вблизи Мемфиса. Некрополь с катакомбами и потайными камерами заполнялся саркофагами, где покоились мумии быков Аписа, бесконечная череда которых и успела при жизни побывать живым воплощением бога Птаха. В Поздним период освящение стало приемлемым по отношению ко всем животным. Даже случайное убийство четвероногого, превозносимого в той или иной местности, расценивалось как серьезное преступление.
Посланник и проситель
Единственным исключением из этих правил было ритуальное убийство, которое совершали жрецы. Древний египтянин, желавший возблагодарить Баст за благосклонность к его молитвам или обратиться к ней с просьбой. приходил к жрецам и приобретал у них одну из «храмовых» кошек.
Жрецы проводили ритуал жертвоприношения, обычно сворачивая животном шею. Тело кошки бальзамировали по установленному обряду, мумию помещали в саркофаг или сосуд и хоронили на кошачьем кладбище. Предполагалось, что в загробном мире кошка отправится к богине Баст и доставит ей послание просителя.
Богиня Баст
Обычной практиком было оборачивать мумию священного животного, повторяя очертания тела Осириса, когда конечности были плотно прижаты к туловищу. Свободной оставалась лишь голова.
Эта кошка, мумифицированная с сохранением естественной формы, — редкое исключение. Можно предположить, что это была любимица высокопоставленного вельможи. Возможно, у нее была особая миссия или важное послание для Баст, богини-кошки, охранительницы домашнего очага и благополучия хозяев.
Недалеко от городского кладбища Бубастиса (в Дельте) находился подземный некрополь, где покоились мумии кошек-посланниц, «выпущенных» в загробный мир жрецами богини Баст.
Серапеум в Саккаре
В 1851 г археолог Огюст Мариетт. познакомившись с описанием Страбона аллеи сфинксов, ведущей в Серапеум Саккары, был глубоко потрясен Мариетт начал раскопки, статуи были обнаружены а рядом неприметный вход в подземный лабиринт, катакомбы, где хоронили мумии священных животных
К северо-западу от некрополя в Сакнаре. примерно 8 700 м от пирамиды Джосера, британский археолог Уолтер Б. Эмери открыл несколько крупных захоронении животных, одно из них для коров, которые, как указывали письмена, произвели на свет телят, ставших священными быками. Также там были галереи с мумиями ибисов и павианов, считавшихся священными в культе Тота. а также захоронения соколов, которых отождествляли с Гором, и нескольких видов обезьян.
Безмолвный страж
Статуя павиана, увенчанная лунным диском, стоит на страже при входе в одну из подземных галереи некрополя животных в Туна-эль-Гебель. Запутанная сеть коридоров, пролегающих глубоко под землей, стала последней обителью ибисов и павианов, принесенных в жертву жрецами храма Тота в Гермополе, а молельня в самом центре катакомб — местом для культовой статуи Тота в обличии павиана.
В Туна-эль-Гебеле находится некрополь Гермополя, культового центра бога Тота. Там существовало три крупных подземных кладбища для животных, главным образом для павианов и ибисов, которых приносили в жертву Тоту.
Миллионы ибисов
Некоторые специалисты полагают, что древний ритуал принесения животных в жертву и изготовление из них мумий привел к исчезновению целых видов фауны Древнего Египта. Среди них оказался ибис. Не менее четырех миллионов птичьих мумий было обнаружено в раскопках некрополя животных при храме Тота в Саккаре.
Домашняя любимица
Письмена на крышке саркофага указывают, что это была любимая кошка Тутмоса, старшего сына Аменхотепа III, который умер в раннем возрасте. Древние египтяне были очень привязаны к своим домашним питомцам. «Братьев меньших» непременно хоронили, чтобы обеспечить им возрождение в загробной жизни и встречу с хозяином. Около мумии животных обязательно оставляли «запасы», чтобы те ни в чем не нуждались в своей вечной жизни.
Мумии крокодилов
Археологи обнаружили тысячи мумифицированных крокодилов всех возрастов и размеров, которые покоились на особых кладбищах в культовых центрах, например, в Мединет-эль- Файюме. Рептилии были обмотаны с величайшим усердием, часто из бинтов вырисовывался геометрический узор или орнамент. И это несмотря на то, что в обычной жизни крокодила воспринимали с ужасом и отвращением.
Храм в Ком-Омбо, в Верхнем Египте, в 40 км от Асуана, сохранил остовы построек времен XVIII династии, однако до наших дней лучше всего дошли храмовые сооружения Птолемейского и Римского периодов. Храм был посвящен двум богам — Себеку и Хароэрису (одна из ипостасей Гора), которых представляли соответственно крокодил и сокол. Рукотворный водоем в стенах храма был обителью для священного крокодила, которого после смерти превращали в мумию и хоронили в глиняном гробу.