Процесс мумификации

Процесс мумификации занимал около 70 дней и включал в себя следующие этапы:

Мумификация тела

  1. Первым делом тело омывали.
  2. Затем делался разрез на левой стороне живота, и удалялись внутренние органы – кишечник, печень, легкие, желудок. Сердце, которое древние египтяне считали центром эмоций и интеллекта, оставлялось в теле. По верованию египтян оно нужно для следующей жизни.
  3. С использованием крючковатого инструмента через нос удалялся мозга. Мозг не считался важным и от него избавлялись.
  4. Тело и внутренние органы заполняли натроновой солью и хранили так в течении сорока дней. Соль впитывала влагу и сушила мумию.
  5. Высушенные органы заворачивали в льняную ткань и помещали в канопы, сосуды. На крышке каждого кувшина был нанесен рисунок с изображением одного из четырех сыновей Гора.
  6. Высохшую кожу натирали маслом.
  7. Мумию заполняли опилками и тряпьем, а открытые порезы заполняли воском.
  8. Тело обматывали льняными бинтами. Всего примерно 20 слоев, и это на это занятие уходило от 15 до 20 дней.
  9. Поверх бинтов, на лицо накладывалась посмертная маска.
  10. Перевязанное тело помещалось в саван,(большой кусок ткани, который был покрыт льняными полосками.
  11. Затем тело помещали в украшенный футляр для мумий по аналогии с гробом.

Процесс бальзамирования занимал 40-70 дней, при этом расходовали 280 кг натриевой соли и всего 250 мл воды на каждый труп.

Финальная часть этого процесса — мумии переносили в гробницы.

Археологи продолжают находить их при раскопках по всей территории древнего египетского поселения.

Канопа

Ритуальный сосуд -каноп

Канопы — ритуальный сосуд, алебастровый кувшин  — применялись древними египтянами во время ритуальных мумификаций. Они использовались как контейнеры, в которых хранились внутренние органы умершего, который должен был быть мумифицирован.

Древние египтяне перед мумификацией своих фараонов и умерших вынимали внутренние мягкие органы. Эти органы содержали много жидкости и могли вызвать быстрое гниение и разложение тела.

У кувшинов были крышки или пробки в форме головы одного из младших погребальных божеств, известных как четыре сына Гора.

В обязанности этих четырех божеств входила защита внутренних органов умершего; древние египтяне твердо верили, что умерший нуждается в своих органах, чтобы возродиться в загробной жизни. Для использования в загробной жизни они должны быть специальным образом подготовлены, перевязаны, а жизненно важные органы помещены по отдельности в канопы.

Кувшины были делались из разных материалов, таких как известняк, калицит или алебастр. Завершающим штрихом являлись их пробки, имеющие форму человеческих голов, а позже-головы шакалов, бабуинов и соколов. Эти кувшины обычно группировались по четыре и ставились рядом с саркофагами, и предположительно их охраняли сыновья Гора.

  • Амсет (Имсети) – бог у которого была человеческая голова — хранитель печени.
  • Хапи – бог у которого была голова бабуина — хранитель легких.
  • Кебехсенуф — бог у которого была голова сокола — хранитель кишок.
  • Дуамутеф – бог у которого была голова шакала — хранитель желудка.

Канопские кувшины Древнего царства (около 2686-2181 гг. до н. э.) почти никогда не надписываются и имеют простую крышку.

Позже, в Поднебесной (около 2025-1700 гг. до н. э.) канопы часто украшают надписями, а крышки имеют человеческие головы.

В девятнадцатой династии и позже каждая из четырех крышек принимает разную форму головы: сокола, человека, шакала и бабуина (обозначая четырех детей Гора).