Религиозные реформы Эхнатона

Веками Амон превосходил все другие божества, его жрецы обладали особым влиянием и привилегиями. Но Эхнатон (1352-1336 гг. до и. э.) устроил настоящую революцию в религиозной жизни, когда установил новый культ Атона.

Атон

Атон, воплощение бога солнца в солнечном диске, впервые появился в Гелиополе, где находился самый ранний храм солнца. Поклонение Атону все чаще стало встречаться в эпоху Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.). Бог сначала изображался в форме диска с лучами, распростертыми как руки, — так было при Аменхотепе II (1427-1400 гг. до н. э.). Но при Аменхотепе III (1390-1352 гг. до н. э.), подпавшем под влияние своей жены Тийи (ок. 1410-1340 гг. до н. э.), Атон выступает в качестве бога солнца.

Аменхотеп IV (Эхнатон), следуя своим религиозным убеждениям, а также желая положить конец могуществу жрецов бога Амона, совершил решительный шаг и «назначил» Атона единым богом всего Египта.

Эхнатон

На пятом году царствования Аменхотеп IV изменил имя на Эхнатон, основал новую столицу — Ахетатон, что означает «солнце (солнечный диск) на горизонте» (сегодня это город Телль-эль-Амарна). Здесь он выстроил два храма, посвященных Атону. Эхнатон и его жена, царица Нефертити, всегда были в центре ритуалов, проводимых на открытом воздухе. На столы приношений возлагались дары — еда, напитки и цветы, сама церемония с молитвами и гимнами в сопровождении музыки прославляла солнце.

Для подтверждения божественной связи фараона и бога Атона Эхнатон включил имя бога в картуш, похожий на царский. Солнечный диск был объявлен небесным фараоном, а земной фараон — воплощением бога Атона на земле. Объявив себя верховным жрецом Атона, Эхнатон превратился в посредника между людьми и богом.

Возвращение Амона

Этот религиозный переворот, однако, был ограничен царствованием Эхнатона. После смерти фараона Египет вновь повернулся к богу Амону. Ахетатон опустел, началось разрушение памятников «неверному» фараону.

Внешняя политика Эхнатона

При Аменхотепе III (1390-1352 гг. до н. э.) Египет жил в мире со своими соседями. Страна процветала. Но его сын и преемник Эхнатон мало интересовался внешней политикой, да и государственными делами в целом. Его убеждение, что поклонение солнечному богу Атону всех людей делает добрыми, щедрыми и мирными, отнюдь не разделяли ни страны-вассалы, ни союзники Египта.

ТийиВ 1887 г. в руинах Ахетатона был обнаружен потрясающий тайник с документами, которые получили название «Письма из Амарны». В тайнике хранилась дипломатическая переписка между Египтом, Вавилоном, Ассирией и странами-вассалами из Сирии и Палестины. Во всех документах выражается обеспокоенность. Письмена сделаны на глиняных табличках (слева) клинописью на международном языке дипломатии тех времен — вавилонском. Среди документов — призывы принца Библосского, который подвергался постоянным атакам со стороны бедуинов из сирийской пустыни; просьба Тушрата (ок. 1360 г. до н. э.), митаннийского царя (из Месопотамии), прислать войска для обороны его городов от хеттов; жалобы ассирийского царя и вавилонского царя, недовольных количеством и качеством традиционных золотых даров. Правитель хеттов Суппилулиума I (ок. 1380-1346 гг. до н. э.) постоянно захватывал маленькие царства, находившиеся под протекторатом Египта. В течение десяти лет египетская империя сузилась до границ нильской долины.

Враги из Азии

Эхнатон проявлял слабый интерес к внешней политике, а также не был заинтересован в союзниках Египта. Однако роспись пола во дворце Эхнатона изображает, как фараон побеждает противников из Азии и захватывает пленных. Так пленника-азиата фараон мог топтать ежедневно.

Атон, единый и единственный

Эхнатон запретил поклоняться другим богам. Единый для всех египтян, Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых как бы вырастали руки, держащие крест Анх — символ жизни и скипетр — символ власти.

Окно в небо

Поклонение Атону проходило в форме поклонения солнцу, поэтому при строительстве храма в крыше делалось «окно в небо», чтобы лучи проникали внутрь. В храмах не было темных молелен, наоборот, устраивалось много открытых ритуальных площадок.

Последователи Эхнатона

Незадолго до смерти Эхнатон сделал Семенкара (1338- 1336 гг. до н. э.) своим соправителем. О происхождении этого фараона и его двухлетнем правлении известно мало. Возможно, Семенкар был сыном Эхнатона и наложницы. В этом случае он является братом Тутанхамона (1336-1327 гг. до н. э.), который унаследовал престол после него.

Высокопоставленный вельможа Аи (1327-1323 гг. до н. э.), скорее всего, дядя Эхнатона, взошел на трон после смерти Тутанхамона, а женой его стала одна из дочерей Эхнатона. Последний правитель XVIII династии Хоремхеб (1323-1295 гг. до н. э.) не был связан с этой семьей родственными узами.