Сущность человека

Содержание

Египтяне представляли человека в пяти составляющих: две категории относились к физическим качествам — имя и тень. Три были неосязаемые: Ка — жизненные силы, Ба – индивидуальность, Ах- дух.

Ка

Ка Авибры ГораЭто изваяние Ка было обнаружено в деревянной молельне Гора, который правил в Дашуре во времена 13 династии (1795-1650 гг. до н. э.). Знак Ка — воздетые руки находится на головном уборе. Эта статуя, Высота которой 1м 70 см, единственное скульптурное изображение Ка.

Ка человека появлялся в момент его рождения и существовал как его двойник в течение всей жизни и после смерти. На многих изображениях бог-творец Хнум на своем гончарном круге одновременно лепит и физическое тело человека, и его Ка. После смерти человека Ка продолжал жить и нуждался в еде и питье. Приношение угощений или изображение их на стенах гробницы поддерживали Ка. Заупокойные статуи считались воплощением Ка умершего, иногда голов-ной убор изваяния был увенчан знаком Ка — парой воздетых рук.

Ба

Ба — индивидуальность, которая делает человека уникальным. При этом Ба также являлся силой, свойственной богам. Некоторые боги имели свой Ба в осязаемой форме. Так, например, бык Апис был физическим воплощением Ба самого Осириса. Чтобы тело умершего могло ожить в загробном мире, требовалось, чтобы каждую ночь оно воссоединялось со своим Ка, как это было при жизни, После кончины физическое тело было уже неспособно к этому, поэтому на встречу с Ка отправлялся Ба человека.

Птица с человеческой головойСлово «Ба» обозначалось тем же иероглифом, что и птица аист. Эти перелетные птицы считались воплощением Ба, существовало убеждение, что они летают между гробницей и заупокойным миром. Именно поэтому Ба часто изображали в обличии птицы с человеческой головой и иногда с человеческими руками.

Египтяне воспринимали Ба скорее как физическую характеристику, нежели сторону души. Ба имел определенные потребности, в том числе в еде, воде и в плотском наслаждении.

Ах

Ах был той формой проявления неосязаемой сущности человека, в которой он после смерти продолжи жить в загробном мире, и считался совместным творением Ка и Ба. Как только этот союз создавал Ах, тот становился «светлым духом», навечно бессмертным и неизменным.

птица АхДух, то есть принятый богами умерший, или Ах, обозначался иероглифом ибиса с хохолком. Этот иероглифический знак использовался и для понятий «полезный», «прибыльный», «эффективный», «сиять». Созданный силами Ка и Ба, Ах повторял индивидуальность человека и в загробной жизни, гарантируя его вечное и неизменное бытие в мире ином.