Священный бык египтян

Бык Апис, символ плодородия и физическое воплощение бога-творца Птаха, упоминается в древнейших источниках времен I династии (3100-2890 гг. до н. э.). Это было самое почитаемое священное животное во всей истории Древнего Египта.

Священный бык Апис

Верования древних египтян были тесно связаны с окружающей действительностью. Большинство богов существовало в зооморфных и антропоморфных формах, иногда с головой зверя или птицы. имели животных-спутников. Священный бык Апис, конкретное животное, отбиравшееся по особым признакам, — наиболее яркий пример этого. Жрецы возводили быка в священный сан — и животное получало право на долгую и сытую жизнь.

Греко-египетский бог

Апис изначально был богом плодородия, о чем говорится в текстах периода I династии. Позднее его стали считать Ба (душой) Птаха. Соответственно, культовый центр поклонения Апису был в Мемфисе, где Птах был верховным богом и где находились его храмы.

Апис существовал в разнообразных проявлениях. После смерти он отождествлялся с Осирисом, именовался в этой ипостаси Осорапис, или Осирис-Апис. В Птолемейский период (332-30 гг. до н. э.) Птолемей I начал объединять египетскую и греческую религиозные культуры, и Апис слился с несколькими греческим богами — Зевсом, Аидом, Дионисом, и дал рождение богу Серапису.

Выбор Аписа

Быка-Аписа древнеегипетские жрецы выбирали очень придирчиво и тщательно. Древнегреческий историк Геродот писал, что бык был «черный с белой звездой на лбу, с силуэтом хищной птицы на спине, с пятном в форме скарабея под языком и с двойной кисточкой на хвосте».

Захоронения священных быков

Когда один из почитаемых быков умирал, по всему Египту был траур. Тело животного бальзамировали в Мемфисе и потом в ритуальном шествии доставляли в Саккару, чтобы похоронить в гранитном саркофаге в подземельях некрополя. Получившее название Серапеум, это тайное захоронение использовалось со времен Нового царства, а обнаружено было Огюстом Мариеттом в 1851 г.

Коровы, принесшие теленка с особыми признаками священного животного, воспринимались как воплощение Исиды; ритуал их погребения был похож на погребение быков Аписа, только для этого использовали подземелье Исеум («могила матери Аписа») к северу от Саккары. Телят от Аписа-производителя также хоронили со всеми почестями.

Во время раскопок Огюстом Мариеттом в Серапеуме Саккары было обнаружено в катакомбах более 20 огромных гранитных саркофагов, весом около 80 тонн. Только в одном саркофаге оставалась нетронутая мумия быка, все остальные были разграблены, возможно, во время преследования культа Сераписа в период раннего христианства Римской империи. Древнейшее захоронение быков в этом подземном некрополе относилось к правлению Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н. э.). Погребения продолжались здесь до Птолемейского периода

Мемориальная стела

стелаСотни стел, прославляющих быков Аписа, были обнаружены в Серапеуме, в Саккаре, что говорит о великом почитании этих священных животных. Например, эта каменная стела изображает быка-Аписа с солнечным диском между рогами, четко передает его отличительные внешние признаки.

Серапеум

На этой гравюре запечатлен вход в Серапеум, после того как его обнаружил историк археолог Отюст Мариетт. Первоначальной целью египетской экспедиции Мариетта были поиски коптских манускриптов для пополнения коллекции Лувра. Однако вдохновленный трудами греческого историка и географа Страбона. Мариетт увлекся поисками аллеи сфинксов, которая вела в Серапеум, и в результате обнаружил вход в подземное кладбище.

С доисторических времен египтяне воспринимали любую форму жизни как божественное проявление, поэтому многие божества египетского пантеона существовали в зооморфной форме. Гор, например, изображался как сокол, Анубис, бог мертвых, — в образе шакала. Так же и Апис часто был запечатлен в виде фигуры человека с головой быка (как на этой бронзовой статуэтке), напоминая Минотавра из греческой мифологии.

От Аписа к Серапису

Завоевав Египет, Александр Македонский, естественно, стремился внедрить в религиозную жизнь страны некоторые новшества. Эта политика была воспринята и Птолемеем I, который соединил греческих богов традиционным египетским культом Аписа. Так появился новый бог Серапис – свидетельство стремления к политическому и культурному единству.