Содержание
Создание рельефного изображения на поверхности было сложнее настенной живописи. Для египтян рельеф воспринимался как вечный образ, поэтому так часто их делали для храмов, стел, гробниц знатных людей, а также наносим на крышки саркофагов и на предметы погребальной обстановки.
Рельефы впервые стали появляться в Додинастический период, например на палетках. Рельефный рисунок «вырос» из обычного, именно из традиционной древнеегипетской техники рисования заимствован прием изображения в двойном ракурсе — вид спереди и сбоку одновременно. Издревле рельефные изображения раскрашивались. Самые значимые сцены делались трехмерными. Детали, например растения, орнамент на одежде — все это добавлялось на завершающем этапе.
Существовало два основных вида рельефа. В выпуклом рельефе камень отсекался по контуру рисунка, делая его приподнятым. В углубленном рельефе (инталия) рисунок оказывался утопленным. Инталия в основном использовалась при оформлении наружных храмовых стен, где игра света и тени создавала особый эффект.
Скульпторы создавали божественные и культовые образы, стремясь поддержать мировой порядок, способствовать благополучию храмов и помочь умершим возродиться для вечной жизни. Свободы творчества не существовало, художник должен был строго следовать традиции и повторять рисунки, заранее сделанные на папирусе. Небольшие вольности художник мог допустить, лишь изображая сцены повседневной жизни. На таких рельефах всегда много бытовых деталей, в образах есть даже намек на юмор.
Подготовка стен
Сначала необходимо было выровнять и отполировать стены, затем заштукатурить все трещины и щербины. Чтобы легче было сделать контуры будущего рельефа, на готовую поверхность наносили тонкий слой гипса.
Скульпторы использовали тяжелые деревянные молотки и плоские или заостренные зубила. С помощью шнура делалась разметка
Стены захоронении цариц Среднего царства не украшались, однако их саркофаги из известняка. например саркофаг царицы Кавит (он, 2055-2004 гг. до н э), были с рельефами в стиле фасадного декора.
От эскиза к рельефу
Недостроенная гробница Хоремхеба (1323-1295 гг. до н.э) в Долине Царей сохранила рельефы в разном степени завершенности. Стена гробницы была покрыта красной прямоугольной сеткой, которая помогала художникам переносить изображения с папирусного эскиза на основную поверхность. Видна первичная — красная прорисовка, а по ней — черная. Готовый рельеф белили, потом раскрашивали.