Техника резьбы по камню

Создание рельефного изображения на поверхности было сложнее настенной живописи. Для египтян рельеф воспринимался как вечный образ, поэтому так часто их делали для храмов, стел, гробниц знатных людей, а также наносим на крышки саркофагов и на предметы погребальной обстановки.

Рельефы впервые стали появляться в Додинастический период, например на палетках. Рельефный рисунок «вырос» из обычного, именно из традиционной древнеегипетской техники рисования заимствован прием изображения в двойном ракурсе — вид спереди и сбоку одновременно. Издревле рельефные изображения раскрашивались. Самые значимые сцены делались трехмерными. Детали, например растения, орнамент на одежде — все это добавлялось на завершающем этапе.

инструменты для резьбы по камнюСуществовало два основных вида рельефа. В выпуклом рельефе камень отсекался по контуру рисунка, делая его приподнятым. В углубленном рельефе (инталия) рисунок оказывался утопленным. Инталия в основном использовалась при оформлении наружных храмовых стен, где игра света и тени создавала особый эффект.

Скульпторы создавали божественные и культовые образы, стремясь поддержать мировой порядок, способствовать благополучию храмов и помочь умершим возродиться для вечной жизни. Свободы творчества не существовало, художник должен был строго следовать традиции и повторять рисунки, заранее сделанные на папирусе. Небольшие вольности художник мог допустить, лишь изображая сцены повседневной жизни. На таких рельефах всегда много бытовых деталей, в образах есть даже намек на юмор.

Подготовка стен

Сначала необходимо было выровнять и отполировать стены, затем заштукатурить все трещины и щербины. Чтобы легче было сделать контуры будущего рельефа, на готовую поверхность наносили тонкий слой гипса.

Скульпторы использовали тяжелые деревянные молотки и плоские или заостренные зубила. С помощью шнура делалась разметка

Стены захоронении цариц Среднего царства не украшались, однако их саркофаги из известняка. например саркофаг царицы Кавит (он, 2055-2004 гг. до н э), были с рельефами в стиле фасадного декора.

От эскиза к рельефу

Недостроенная гробница Хоремхеба (1323-1295 гг. до н.э) в Долине Царей сохранила рельефы в разном степени завершенности. Стена гробницы была покрыта красной прямоугольной сеткой, которая помогала художникам переносить изображения с папирусного эскиза на основную поверхность. Видна первичная — красная прорисовка, а по ней — черная. Готовый рельеф белили, потом раскрашивали.