Жизнь после смерти

Древние египтяне воспринимали смерть не как конец, а как начало нового существования. На пути в загробный мир их окружат реальные предметы, которыми они пользовались 6 земной жизни. Также они получат «в дорогу» запасы еды и питья.

В Древнем Египте верили, что пребывание в мире ином должно было вобрать в себя самое лучшее и приятное, что сопутствовало человеку в земной жизни. Готовиться к этому следовало заранее:

  • совершать богоугодные дела
  • ублажать и охранять те стороны души, которые переживут физическую смерть
  • для «полноценного» существования в другой жизни необходимо погребение тела с использованием «специального оборудования» и материалов
  • ритуал надлежало провести со всем тщанием, особенно для царской семьи

С расширением знаний об анатомии человека бальзамировщики стали сохранять отдельные внутренние органы. Тело долго высушивалось в натреоне — бикарбонате натрия. Эта природная кристаллическая сода в изобилии добывалась в Египте. Затем тело обрабатывали маслами и смолами, после чего тщательно пеленали льняными бинтами. Мумия помещалась в саркофаг, а внутренние органы в канопы, отдельные замурованные сосуды.

Начиналась церемония погребения. Процессия двигалась медленно, тяжелый саркофаг и канопы несли на носилках. Родственники и близкие умершего, а также длинная череда носильщиков с приданым шли в сопровождении рыдающих женщин — плакальщиц. Похоронная процессия доставляла к гробнице все необходимое: сундуки с одеждой, ларцы с драгоценностями, мебель, благовония, провизию, а иногда, чтобы продемонстрировать ученость усопшего, — принадлежности для письма. Все это вместе с саркофагом и канопами оставалось во внутренней камере гробницы, которую наглухо замуровывали.

Суд над мертвыми

Прежде чем попасть в загробный мир, умерший сначала представал перед судом. Его земные деяния оценивали 42 бога во главе с Осирисом. Многие изображения судных сцен посвящены ритуалу взвешивания сердца. В этом обряде сердце умершего, олицетворявшее все его прошлые дела, помещалось на весы, на другой чаше которых было перо, символ справедливости.

Испытание считалось пройденным, если чаши замирали в равновесии или клонились в сторону сердца.

Анубис и бальзамирование

Анубис, бог с головой шакала, смотритель гробниц и кладбищ, проводник душ, был еще и богом бальзамирования. Согласно мифам, он сумел вернуть к жизни мертвое тело Осириса, набальзамировав его и обернув в льняное полотно.

Канопы — ритуальные сосуды для внутренних органов

Ритуальный сосуд -канопВнутренности, извлеченные из трупа, высушивали полностью, затем умащивали благовонным бальзамом и тоже заворачивали льняными бинтами, как и все тело. Органы помещали в специальные сосуды — канопы.

Слово это произошло от названия города Канопус, в Дельте, где существовало божество в форме сосуда с человеческой головой. Содержимое каноп находилось под присмотром четырех малых 60-гов — Детей Гора. Во время похоронной процессии канопы в отдельном сундуке несли на носилках вслед за саркофагом.

Скарабей на сердце

амулетМежду слоями льняных повязок жрецы помещали разнообразные амулеты и талисманы. Око уджат или Око Гора оберегали тело от любого непрошеного внимания. Исключительную важность имел амулет-скарабей, его оставляли у сердца умершего. На скарабея наносили тексты из «Книги мертвых» с обращениями к сердцу как хранителю души в надежде, что на божьем суде сердце «не подведет» и докажет, что земные дела умершего были добрыми и богоугодными.

Саркофаги

До конца эпохи Среднего царства саркофаги имели форму обычного гроба, но во времена Нового царства приобрели силуэт человеческого тела. Мумия Тутанхамона хранилась в гробу-саркофаге из чистого золота, который скрывался под двумя деревянными гробами: одним — позолоченным, другим инкрустированным. Даже внутренние органы находились внутри миниатюрных саркофагов, украшенных так же щедро.