Амон, владыка всех богов

К началу периода Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) Амон стал величайшим богом Египта, его культ сосредоточился в Карнаке, где находился самый большой и богатый храм в государстве.

Бог Амон

Свой путь на вершину пантеона древнеегипетских богов Амон начинал в Фивах — ему поклонялись еще во времена XI династии (2055-1985 гг. до н. э.). Однако с возвышением фиванских фараонов, особенно в правление Ментухотепа II, Амон возвысился до самого главного бога. В храме Сенусерта I, в Карнаке, Амон представлен как «царь всех богов». Тогда же произошло слияние Амона с другими богами, важнейшим из которых был могущественный бог солнца Ра. Так и появился Амон-Ра.

Ипостаси Амона

В одном из египетских мифов о сотворении мира Амон и его спутница Амаунет представляли «скрытую силу» — воздух, одну из четырех основных составляющих жизни. Амон сам всегда считался «сокрытым», таинственным, поэтому представляли его в самых неожиданных формах. Чаще всего — как человека, увенчанного короной с двойным оперением, в таком обличил он очень походил на Мина, бога плодородия. Как Амон-Камутеф — «самозарожденный бык» — и как Амон-Кематеф — бог в виде кобры, способный воскресать, сбрасывая кожу, — Амон олицетворял силы созидания.

Изображали Амона и с головой барана, и в виде гуся — эти существа также отождествлялись с силами созидания.

Праздник Долины и празднество Опет проходили в Фивах со времен 18 династии. Ежегодный праздник Долины представлял собой церемониальное шествие со статуями богов Фиванской триады (Амон, Мут, Хонсу) из Карнака в Дейр-эль-Бахри с переправой через Нил. Празднество Опет также происходило каждый год и длилось от двух до четырех недель. Божественный образ Амона переносили из храма в Карнаке в храм в Луксоре. Ритуальная процессия символизировала плотский союз Амона и матери царствующего фараона и прославляла его, подтверждая божественное происхождение верховного правителя.

Жрецы Амона

В древнеегипетском государстве Амон, как никакой другой бог пантеона, связывал политику и религию. В эпоху Нового царства храм Амона в Карнаке был крупнейшим. в Египте, а его жрецы стали настолько влиятельными и в духовной сфере, и в сфере экономики, что стали представлять угрозу единоличной власти фараона, Возможно, рост политического авторитета жречества вызвал к жизни реформаторскую «ересь» Эхнатоиа, который низверг Амона и возвеличил бога Атона.

Однако нубийские фараоны XXV династии (747-656 гг. до н. э.) возродили традицию поклонения Амону, и прежде всего потому, что верили, будто священная обитель Амона находится в Верхней Нубии, в Гебель-Баркале. Нубийские правители отождествляли себя с величественным Амоном и восстановили его культовые центры.

Храмы Амона

Храм Карнак, аллея сфинксовВо славу Амона было выстроено множество храмов, самый впечатляющий находится в Карнаке, где сфинксы с бараньими головами выстроились вдоль священной дороги, соединяющей Карнак с Луксором. Храм Амона представлял собой громадный комплекс пилонов, залов, колоннад, замкнутых площадей, обелисков, ценных чередой фараонов Нового царства. В храме служила целая армия жрецов

Амон в оазисе Сива

Помимо Карнака храмы, прославляющие Амона, возводились по всему Египту, например, два храма Амона, расположены в оазисе Сива. Считается, что Александр Македонский, покорив Египет, посетил храм Амона в Сиве и был признан сыном Амона, а значит, и законным фараоном.

Царский заступник

В период Амарны, время, когда Эхнатон (1352-1336 гг. до н. э.) возвеличил Атона до положения единственного и верховного бога, другие божества оказались низвергнутыми. Последний правитель этого периода, Тутанхамон (1336-1327 гг. до н. э.), восстановил статус Амона. Позднее фараон Хоремхеб (1323-1295 гг. до н. э.) присвоил себе эту статую, заменив имя Тутанхамона своим собственным.