Огдоада

Основные космогонические теории Древнего Египта были созданы жрецами-богословами в трех главных религиозных центрах страны:

  • в Гелиополе — городе бога солнца Ра;
  • в Мемфисе — городе бога Птаха
  • в Гермополе — городе бога Тота и божественной огдоады.

Шмун

Знаменитым культовый центр египтян город Шмун был переименован в Гермополь Магна в греко-римский период. Однако гермопольский миф о сотворении мира зародился здесь в глубокой древности.

сотворение мираНекоторые боги и понятия, присутствующие в этом мифе, упоминались еще в «Текстах пирамид», созданных во времена Древнего царства. Как многие другие древнеегипетские документы, космогоническая теория Гермополя не сохранилась в цельном едином тексте. Информацию следовало черпать из фрагментов, из ссылок и упоминаний в разных текстах, большинство которых датировалось годами Нового царства.

Эта история сотворения Вселенной начиналась с картин тьмы, где властвовал Нун – безликий, бесформенный, бездонный первозданный океан хаоса. Несложно увидеть корни этого образа в благоговейном преклонении перед Нилом. Мощный разлив, приносящий благодатный ил на землю, новые всходы — все это перекликается с представлением о могущественном Нуне, в глубинах которого зародилась и потом выплеснулась созидательная сила, давшая жизнь всему сущему.

Огдоада богов

Животворную силу воплотили четыре пары богов, соответствующих разным проявлениям первозданного океана. Эти боги получили название огдоады — восьмерки:

  • Нун и Наунет — вода
  • Хех и Хаухет — бесконечность
  • Кек и Каукет — тьма
  • Амон и Амаунет — воздух и таинство силы.

По одной из версий полагали, что единым движением боги создали в первородном океане уголок суши «остров огня» или «остров пламени». Именно здесь огдоада сотворила своего общего «сына», то самое яйцо, которое дыханием или глотком воздуха оплодотворил Амон. И на свет появился бог-творец. В Гермополе этот бог, по всей видимости, и стал Тотом.

Сотворение из хаоса

По другой версии, огдоада вытолкнула из глубин океана цветок лотоса. Из его лепестков явился творец в обличии жука (воплощение восходящего солнца), он преобразился в дитя с пальчиком, прижатым к губам, – так представляли только что взошедшее солнце.

Завершив свою миссию, боги умерли и были погребены в Фивах, на западном берегу, где позднее стоял храм Мединет-Абу. Однако кончина богов не обернулась их безразличием к сотворенному миру — они продолжают наблюдать за разливом вечного Нила.

Женских божества огдоады

Четыре богини восьмерки представлялись в обличии змеи или фигур со змеиной головой. Поскольку змеи были первые живые существа, которые появлялись на земле после отступления нильских вод, понятно, почему именно змей выбрали в «партнерши» лягушкам, мужским божествам восьмерки.

Создатели создания

Женщина фараонВыбор лягушки, олицетворяющей мужское божество огдоады, подчеркивает, как внимательны были египтяне к живой природе. Биологические особенности лягушек делали для них среду первородного океана естественной. Жизненный цикл лягушки от икринки и до взрослой особи давал картину развития жизни — от хаоса к сотворению живого и к возрождению после смерти.

Божественный союз

Одна пара из божественной восьмерки — Амон и Амаунет — олицетворяла собой мужскую и женскую сущность огдоады. Но если Амон был возвышен фиванскими жрецами до статуса бога-творца, то Амаунет сдала свои позиции, и женой Амона считалась Мут. Правда, Амаунет нашла место рядом с Амоном — в храме в Дейрэль-Хагар (оазисе Дахла в ливийской пустыне, в 300 км к западу от Нила).