В древнеегипетской мифологии Сет и Нефтида, как и их единокровные брат и сестра Осирис и Исида рожденные богом земли и богиней неба, были одновременно мужем и женой.
Сет
Сет — один из древнейших богов египетского пантеона. Это подтверждает археологическая находка — резная статуэтка из слоновой кости преддинастических времен (4000-3500 лет до н. э, — Накада I). Сет был божеством хаоса и смятения, отождествлялся с неизвестностью, скудостью пустыни и неприветливостью чужих краев.
Сет обычно изображался в виде человеческой фигуры с головой странного животного, с длинным носом и квадратными ушами.
Гиппопотам, одно из воплощений Сета, считался в Древнем Египте противоречивым существом. С одной стороны, он был символом разрушения, с другой – олицетворением женских добродетелей.
Неоднозначный образ
Несмотря на роль убийцы Осириса и врага Гора, которая принадлежит Сету в мифах об Осирисе, его образ многозначен. Сету поклонялись во многих уголках Египта. Гиксосы принимали его за левантинского бога-громовержца Баала. Некоторые правители Нового царства, например Сети I и Сетнахет, приняли имя этого бога, тем самым подчеркивая свою связь с его легендарной силой. Сет считался спутником Ра, который сопровождал бога солнца в шествии сквозь ночную тьму и защищал его от змея Апописа (Апопи). Самое мое главное, Сет выступал в качестве необходимого противодействия вселенскому порядку, что для дуализма древнеегипетской религии было ключевым моментом.
Во времена Третьего переходного периода (1069-747 гг. до н. э.) негативные аспекты образа Сета возобладали, что совпало с возвышением культа Осириса.
Охранитель фараонов
Несмотря на преобладание отрицательных черт в образе Сета, его весьма почитали в некоторых регионах на отдельных этапах истории. Например, гиксосы во Второй переходный период поклонялись ему в своей столице Аварис. Некоторые фараоны 19 и 20 династий приняли имя Сета.
Богиня-заступница
Нефтида, одновременно бывшая женой и сестрой Сета, существовала и в других ролях. Некоторые связи и деяния богини создавали ее положительный образ. Обычно Нефтиду изображали рядом с сестрой Исидой, образцовой богиней-матерью, богиней-женой.
Будучи супругами, Сет и Нефтида, однако, крайне редко изображались вместе. Нефтида чаще появлялась рядом со своей сестрой Исидой.
После смерти Осириса от руки брата Нефтида помогала сестре в поисках частей изуродованного тела, в последующем воскрешении Осириса.
Так же как Исида, Нефтида была покровительницей умерших; сестер-богинь часто изображали на саркофагах, Нефтида покровительствовала Хапи, божеству с головой павиана, чей образ встречался на канопах, в которых хранились легкие умершего. В более поздних мифах Нефтида считалась матерью Анубиса, рожденного в результате ее союза с Осирисом. В Поздний период истории (747-332 гг. до н. э.) ее почитали в Верхнем Египте в слиянии с богиней 1-го порога Анукет.
Нефтида и Анубис
Изначально Нефтида считалась женой Сета, но в более поздних мифах она стала почитаться как мать Анубиса, бога с шакальей головой, рожденного в союзе с Осирисом.
Положительные черты Нефтиды, проявившиеся в ее отношениях с сестрой Исидой, а также рождение сына Анубиса нейтрализовали негативное восприятие ее образа, вызванное связью с Сетом.