В Древнем Египте поклонение солнцу как самому главному божеству объяснялось разными причинами и существовало в разных прошениях.
Вполне понятно, чти п древности египтяне воспринимали солнце как могущественный источник жизни. Как и Нил, солнце приносило урожай, обеспечивало пропитание. Бог солнца Ра был объектом поклонения еще в раннединастический период, но только на этапе Древнего царства.
Ра стал доминирующей фигурой в пантеоне египетских богов. Именно тогда в Гелиополе (буквально переводится как «город солнца») культ солнца достиг расцвета. Там около 2600 лет до нашей эры был выстроен храм бога Ра, в его двойной ипостаси Ра-Хорахте. Со времен Джедефры (2566-2558 гг. до н. э.) прямого наследника Хуфу (Хеопса), строителя Великой пирамиды в Гизе, имя Ра стало появляться в титулатуре фараона.
Теперь царь являлся «сыном Ра». Тем самым фараоны подчеркивали свою божественную связь с могущественным богом. Еще более значительную роль Гелиополь сыграл, когда стал центром поклонения Атуму, создателю Вселенной, который постепенно сливался с культом Ра и превратился в Ра-Атума.
Воплощение солнца
Солнце было основой жизни, ему поклонялись в любых его воплощениях. Три самых разбранённых — солнечный диск (крут), жук-скарабей (Хепри) и баран (Хнум). Многие божества перенимали солнечное могущество. Например, в период Нового царства Амон и Ра объединились в синкретическом боге Амоне-Ра, владыке всех богов. Бог-воитель Монту тоже был почитаем как бог солнц.
Ра проникал в загробную жизнь, где они с Осирисом сливались в одно божество. При Эхнатоне Атон (солнечный диск) был возвеличен до статуса единого бога. То была попытка установить монотеизм и отказаться от привычной «тесноты» в пантеоне.
Суточное движение солнца сопровождали несколько божеств. Восход был «под присмотром» крылатого скарабея Хепри, Ра-Хорахте следил за полуденным солнцем в его высшей точке, Атум-Ра отождествлялся с заходящим солнцем. Все три бога часто изображались в виде человеческих фигур с головой животного.
Повседневный цикл солнца
Для египтян в древности день начинался на заре, когда Нут — небо — на востоке давала жизнь солнцу. В течение дня солнце плыло по небу в своей «дневной» ладье и скрывалось из виду на западе. Здесь солнце перемещалось в свою «ночную» ладью и проводило в неведомых краях Дуат, глубоко под землей целых двенадцать часов.
Это путешествие во тьме и в небытии было полно опасностей, но в середине ночи солнце встречалось с Осирисом и наполнялось силой бога умерших, бога возрождения. Получив от Осириса новую жизнь, солнце могло закончить опасное шествие в ночи, чтобы воскреснуть на рассвете.
Крылатый диск
Солнечный диск с крыльями сокола изначально был символом бора Гора и ассоциировался с его культом в Бехдете (в Дельте). Священные кобры были добавлены, но времена Древнего царства (1686-118) гг., до и. ».). Крылатый диск был наделен свойствами защитника, его изображения встречаются на храмовых сводах и над церемониальными вратами,
Хнум-Ра-Ба бога солнца
Как и многие другие боги, Хнум, бог с головой барана, стал отождествляться с богом солнца Ра. Считалось, что Хнум — это особая сторона души Ра, его Ба. Именно поэтому бога Атума, плывущего по загробному миру в своей Солнечной ладье, также изображали с головой барана.